digital photoscape - цифровая фотография Фотошоп (Photoshop) в зернах Работа с RAW файлами Пейзажи Тоскании. Мастер класс в Италии Куда поехать с фотоаппаратом
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Все про Photoshop / Кофейная гуща /
Про шубу, гирлянды и разные маски...  
глоссарийкарта сайтапечать

Помните? Конец декабря... Около остановки появился елочный базар, а в магазине - новогодние игрушки. Папа принес домой новую гирлянду и два часа пытался ее распутать. А мама с бабушкой спорили про какую-то селедку под шубой... Хотя, шубу папа маме вроде еще не купил. Но младшая сестренка уже вовсю готовится стать сто двадцать первой снежинкой на новогоднем балу. На балу. На новогоднем маскараде. А вы? Кем тогда были вы? Мальвиной или Шпунтиком? Бесстрашным пиратом или страшной бабой-ягой? Не помните?.. Я тоже плохо помню. Хотя, почему-то помню, как холодно было ногам, когда я в юбке (то ли цыганки, то ли гадалки) бежал из дома в школу по тридцатиградусному морозу... С тех пор не ношу юбки. Не люблю. Но сейчас не об этом.

О чем тогда? А вы еще не догадались? Конечно, о масках! Точнее о том, как их делать. И что для этого нужно. Ну что, засучим юбки?.. м-м-м... точнее, рукава.

Готовы?

mascarad20_jpg

Вы теперь прекрасно знаете, что такое маски и как их можно создавать. Я не ошибаюсь в вас? Да, правильно... создаем пустую маску слоя, а потом начинаем по ней рисовать. Просто и элегантно. Почти так же, как взять чистый лист ватмана и вырезать из него шлем Лорда Вейдера. Что? У вас шлем кривой вышел? Странно... а у меня вот получилось. Наверное, у вас ножницы тупые были. Хотя, если честно - я сжульничал. Я не с чистого листа вырезал - я просто обвел по фотографии, а потом вырезал. Те, кто давно читают мои статьи, уже догадались. Правильно - умный в гору не пойдет, умный гору обведет... в смысле по шаблону. Чтобы легче вырезать было. С масками - та же история. Конечно, никто вам не запрещает просто взять и нарисовать нужную маску на чистом слое. Но:

- во-первых, это долго;

- во-вторых, это сложно;

- в-третьих, это долго и сложно.

Поэтому группа независимых художников и последователей Брюллова от нас сейчас отделяется, а с остальными мы продолжим поиск методов и приемов, позволяющих проще и быстрее создавать маски.

 Просто давай двигайся просто...

Итак, будем исходить из постулата, что нарисовать маску с нуля может любой выпускник художественной академии, а нам нужно найти что-нибудь более “пролетарское”.

Самый простой способ - это начать с выделения. Ведь вместо того, чтобы “выпиливать” кисточкой какие-то фигуры, а потом неторопливо закрашивать пустоты между контурами - достаточно выделить нужную нам область и только потом создавать маску слоя. Как вы уже знаете, в этом случае маска будет создана на основе активного выделения. Конечно, "выделить нужную область" - может оказаться совсем непростой задачей. И тут нам поможет принцип декомпозиции. Что это такое? Это когда сложное раскладывают на простое. И если у нас есть объект сложной формы, то вместо того, чтобы долго и мучительно обводить его, для создания нужного нам выделения можно сделать то же самое путем последовательных действий.

selection01-1_jpg

Для эксперимента возьмем рыбу- клоуна, осторожно выглядывающую среди щупалец анемона. Выбираем на палитре Elliptical Marquee Tool (Эллиптический Маркер) и начинаем выделять нужную нам область серией перекрывающихся эллиптических фигур. Тут только одна хитрость - после того, как вы создали первый эллипс, необходимо нажать клавишу Shift и только после этого приступать к выделению второго эллипса. Курсор мыши изменится на крестик с плюсиком и это означает, что ваше новое выделение добавится к уже сделанному. Поэтому держите Shift и выделяйте себе на здоровье - все ваши эллипсы будут объединяться. Немного переборщили? Не страшно - нажмите Alt (для Mac Option) и теперь ваше новое выделение “отрежет” кусочек от уже существующего. В этом собственно и весь фокус - сначала путем объединения нескольких фигур выделить большую область, а потом путем вычитания вырезать из нее ненужные участки. Вы также можете переключиться с Эллиптического Маркера на Rectangular Marquee Tool (Прямоугольный Маркер) - если ваша фигура требует острых углов и прямых линий. На приведенном примере вы видите, что объединением нескольких эллипсов (красные фигуры) я сначала выделил общую форму, а затем вычитанием двух прямоугольников (зеленые фигуры) - вырезал лишние участки.

selection02-1_jpg

В результате получилось вот такое выделение. Поздравляю - вы только что изучили принцип декомпозиции. Но для повышения эффективности выделения объектов вам может пригодиться знание других клавиатурных команд. Например, если при использовании Elliptical Marquee Tool (Эллиптического Маркера) вы будете удерживать клавишу Shift, то вместо эллипса будет получаться идеальный круг. Да-да, я знаю, о чем вы сейчас подумали - только что, в предыдущем абзаце я советовал использовать Shift для того, чтобы объединять выделения, а теперь для того, чтобы делать круг. Где же правда?! А правда или, точнее говоря, истина - всегда где-то рядом.

Истина где-то рядом! – сказал Малдер, обращаясь к Скалли, и пропал.

Но вернемся от историй про зеленых человечков к обычным фотошоповским будням. Итак, хотите знать правду про клавишу Shift? Хорошо.

Если вы делаете первое выделение и нажимаете клавишу Shift, то у вас получится идеальный круг (или в случае Прямоугольного Маркера - идеальный квадрат). А если вы уже сделали одно выделение и нажимаете клавишу Shift, то в этом случае она действует как инициатор режима объединения двух (и более) выделений. Ну и теперь самое сложное. Если у вас уже есть одно выделение, и вы хотите добавить к нему новое, но при этом одновременно желаете, чтобы это новое выделение было кругом... Что делать? В армии на такие вопросы отвечают просто - вешаться. В смысле, что не стоит хотеть невозможного. Но мы не в армии и у нас возможно все. Поэтому нажимаете Shift и начинаете новое выделение (Shift сработал как инициатор объединения), а затем, не отпуская клавишу мыши...

(барабанная дробь)

отпускаете клавишу Shift и нажимаете снова. И тут Shift срабатывает как инструкция к созданию выделения в форме круга. Вот и весь секрет.

Кстати, если уж мы заговорили про армию... Альтернативная служба, или точнее функция есть и у клавиши Alt (для Mac Option). Если во время создания первого выделения нажать и удерживать эту клавишу, то точка начала движения вашей мышки будет не крайней точкой выделения, а его центром. А вот если у вас уже было выделение, то клавиша Alt будет служить указанием, что вы хотите новое выделение вычесть из уже существующего. А вот если вы хотите вычесть, и еще, чтобы это точка начала движения была... Хорошо, хорошо. Вижу, что догадались. Правильно - нажать, потянуть, отпустить и снова нажать. Вот такие простые движения.

Простые движения. Я продолжаю. Простые движения. Я продолжаю.

Привет Тату!

Волшебных клавиш, как сыновей у царя в русских сказках, всегда должно быть три. Про Shift и Alt я уже рассказал, - это две. Но есть и Иван-дурак! То есть третья "специальная" клавиша! Но дурак он и есть дурак - поэтому третья клавиша не имеет замысловатого "заморского" названия и зовется по-простому - "пробел". Для чего она нужна? Как всегда,  - там, где никто уже не поможет (кроме Конька-Горбунка). Например, создаете вы выделение. Допустим, в форме эллипса. Нажимаете на левую кнопку мыши, растягиваете, растягиваете... и тут неожиданно понимаете, что этот эллипс надо чуть-чуть подвинуть. Ну так нет ничего проще! Не отпускайте клавишу мышки и нажмите на пробел. Теперь выделение можно двигать куда угодно. А когда отпустите пробел, сможете продолжить выделение мышкой.

На этом историю про создание выделений методом декомпозиции можно считать законченной. Остается лишь добавить, что сам я редко пользуюсь этим способом. Почему? Да потому что почти всегда есть вариант сделать это и проще и быстрее. Зачем я тогда это вам рассказывал? Именно из-за этого маленького, но вредного слова “почти”...

 А Скрипач не нужен...

А вот любимым инструментом ленивого создателя масок является Color Range (Диапазон Цвета). Именно этот инструмент позволяет очень быстро и без значительных усилий выделить нужную область изображения. Как всегда разбираться будем на практике, то есть чисто конкретно. Начнем с чего-нибудь простого.

У нас есть два кадра с разной экспозицией. Мы хотим их совместить, чтобы использовать небо от одного и проработанные в тенях скалы от другого. Для того, чтобы совместить два этих кадра, нам потребуется разместить их на разных слоях и для одного из них создать маску слоя. Так, чтобы замаскировать ненужный участок этого кадра. Вызываем Color Range и выбираем в комбобоксе позицию Highlights (Светлые участки). Это приведет к тому, что инструмент Диапазон Цвета автоматически найдет и выделит самые светлые участки изображения. Жмем ок и наше выделение готово. Согласитесь - намного быстрее, чем вырисовывать это кистью или даже создавать методом декомпозиции. Безусловно, вы можете выбрать не только Highlights (Светлые участки), но и Shadows (Темные участки). Главное не запутаться в том, что маскируется, а что остается. Теперь процедура довольна проста. Создаем из выделения маску слоя - если вы уже забыли, то нужно нажать на иконку Add Layer Mask (Добавить Маску Слоя) в палитре Layers (Слои). О-о-о-о-пс! Это не совсем то, что мы хотели получить. Получилось, что мы замаскировали не светлые участки, а темные. Запутались! Точнее это я вас запутал. Специально. Для того, чтобы еще раз напомнить о том, как просто решается такая ошибка. Нажимаем Ctrl-I (для Mac Command-I) и наша маска инвертируется. Теперь все работает правильно. Мы смешали небо из одного кадра и скалы из другого. Правда граница между этими кадрами вышла немного резковатая.

О! Я вижу целый лес поднятых рук. Молодцы! Итак, для размытия границ маски вызываем фильтр Filter » Blur » Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) и затем визуально подбираем необходимый Radius (Радиус) воздействия фильтра.

Теперь давайте рассмотрим что-нибудь более сложное. Итак, у нас есть небо, океан, песок и страдающий от своего одиночества зонтик от солнца. Но хочется более сильного акцента. Усилить эмоции. Чтобы зонтик страдал более выразительно. Для этого нам нужно его выделить, а затем усилить насыщенность в этой области.

Уже изученный нами способ со светлыми и темными участками здесь не подойдет. Но мы все равно вызываем Диапазон Цвета. Только в этот раз мы устанавливаем комбобокс на Sampled Colors (Выбранные Цвета). А затем аккуратно кликаем пипеткой в наш многострадальный зонтик. Но поскольку цвет у зонтика неоднородный, то нам желательно выбрать не один цвет, а несколько. Делается это просто - после первого клика нажимаем клавишу Shift и продолжаем кликать по зонтику. И наблюдаем, как формируется выделенная область в окне предварительно просмотра. Если случайно промахнетесь и кликните на ненужный цвет - нажмите Command-Z (для PC - Control-Z).

Покликали, и хватит. Не стоит слишком увлекаться - трех-четырех цветов обычно вполне достаточно. Теперь обращаем свое внимание на ползунок Fuzziness (Разброс). Этот ползунок отвечает за то, как точно Photoshop воспринимает выбранные вами цвета. Если значение Fuzziness равно нулю, то Photoshop выделит только пикселы выбранного цвета (цветов). Двигая ползунок вправо, вы заставляете Photoshop выделять не только заданные цвета, но и ближайшие к ним (похожие) цвета. Чем сильнее вы задвинете ползунок вправо, тем толерантнее станет Photoshop в определении того, что похоже на выбранный вами цвет, а что нет. Но здесь не стоит слишком много думать - просто подвигайте ползунок туда-сюда, пока нужная вам область не примет правильные очертания.

Ну а дальше уже знакомая песня. Создаем новый Adjustment Layer (Корректирующий Слой) с Hue/Saturation (Тон/Насыщенность) и, манипулируя нужными ползунками, добиваемся требуемого эффекта. Затем можно применить Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) или просто взять кисть и слегка порисовать по маске слоя, добавляя насыщенность в те участки, что все-таки не попали под воздействие Диапазона Цвета. Именно в возможности “порисовать” и скрыты огромные преимущества маски слоя перед всеми другими видами локального редактирования.

 Заметьте, не я это предложил...

На самом деле для создания маски можно использовать очень многие инструменты Photoshop. Иногда я использую Lasso Tool (Лассо), иногда Magic Wand (Волшебную палочку), иногда Gradient (Градиент). Все зависит от изображения, на котором вам нужно замаскировать какой-либо участок. Если этот участок однородный по тону или цвету - вам прямая дорога в Color Range (Диапазон Цвета). Ну а если нет... Обычно приходится комбинировать. Например, выделить основной участок с помощью Волшебной палочки, а потом дорисовать необходимое кистью. Или сделать Градиент, а затем вырезать из него ненужные участки при помощи Лассо. Универсального рецепта нет. Есть лишь опыт и знание различных инструментов. Поэтому рекомендую попробовать разные варианты, чтобы представлять, какой эффект достигается применением конкретного инструмента.

findedges01_jpg

Для создания сложных масок неплохо работают и некоторые фильтры. Например, наиболее часто используемый для этого фильтр Filter » Stylize » Find Edges (Найти Границы). Он служит для создания маски по границам контрастных переходов на изображении, что позволяет впоследствии делать усиление резкости только в этих областях.

О том, как воспользоваться этим фильтром для создания маски слоя, мы подробно поговорим в следующей статье, но вы пока самостоятельно поищите свой способ. Вспомните о том, что любая маска - это черно-белое изображение, где градации серого определяют степень прозрачности (или непрозрачности) отдельных участков. Ну и еще у вас есть меню Select (Выделить) - там вы найдете несколько полезных команд. Больше подсказок не даю - потому что вредный.

Ну вот все. Все праздники когда-нибудь заканчиваются. И Новый Год – не исключение. Папа убрал гирлянды на антресоли; елку отнесли на свалку; селедка под шубой оказалась замечательным салатом и потому давно съедена; брат спрятал остатки бенгальских огней под кроватью и не хочет выносить мусорное ведро, набитое обертками от подарков и пробками от шампанского, которые мама мучительно выметала из самых дальних углов нашей квартиры. А карнавальные маски убрали в кладовку, где они теперь будут пылиться до следующего нового года... Все когда-нибудь кончается. И вы уже давно не ходите на карнавалы и не надеваете маски. Потому что перед Новым годом уже вам приходится распутывать гирлянды и думать о том, что же приготовить к праздничному столу. Детство тоже кончилось. Но, как говорил Шрек, – мы все многослойные, как луковица. И где-то там внутри у нас много слоев и много масок, которые мы периодически надеваем, играя в этом странном театре жизни.

А ведь так хочется вернуться туда, где еще не ясно, какую маску вы будете носить на карнавале. Туда, где папа еще не распутал гирлянду, а мама не заправила шубу майонезом...

Позвоните родителям!

Данная статья была опубликована в журнале Digital Photo.Мастерская.

Copyright © Дмитрий Рудаков. 2006 г.
обсудить... (откликов: 7)  

что это? )
что это? )



Выбираем CRT монитор
Выбираем CRT монитор
Если вы все-таки решили остановить свой выбор на CRT мониторе из-за того, что он дает лучшее качество изображения или в силу его более приемлемой цены, из всего многообразия вам все равно следует выбрать тот монитор, который будет максимально соответствовать вашим потребностям. Несмотря на некоторые преимущества CRT мониторов перед LCD, не стоит игнорировать при выборе те свойства, которые впоследствии будут играть важную роль в работе над цифровыми изображениями.

Выбираем LCD монитор
Выбираем LCD монитор
Несмотря на некоторые преимущества CRT мониторов вы все-таки решили идти в ногу с прогрессом и остановили свой выбор на LCD мониторе. Вам не помешает внимательно изучить те характеристики, на которые стоит обращать внимание в первую очередь. Конечно, главное преимущество LCD монитора в том, что он плоский и занимает намного меньше места по сравнению с аналогичным CRT монитором. Ну с этим свойством плоских мониторов вы разберетесь и без нашей помощи. А на что еще стоит обращать внимание?


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено