digital photoscape - цифровая фотография Ежедневный фотограф И это все о них... Это всегда нечто большее Фотошкола молодого бойца...
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Фотошкола / Основы /
Фотограф, камера и стиль  
глоссарийкарта сайтапечать

Влияние фотоаппарата на стиль фотографа

Художественная фотография – это, пожалуй, единственный вид изобразительного искусства, в котором инструментом является сложный оптико-механический прибор, и где произведение искусства создаётся не точными движениями руки, а глазом. Причём, то, что видит глаз фотографа, в большой степени зависит от особенностей фотоаппарата – формата, конструкции видоискателя и применяемой оптики.

Любому, кто знаком с художественной фотографией, известны уже давно ставшие иконами образы Анзела Адамса с пугающего размера форматной камерой, Анри Картье-Брессона, прячущего лицо за крохотной несерьёзного вида Лейкой, Хельмута Ньютона, склонившегося над двухглазым Роллейфлексом…

2004 © Ираклий Шанидзе. Canon 1D MarkII, 1.4/35
2004 © Ираклий Шанидзе. Canon 1D MarkII, 1.4/35
увеличить

Понятно, что человек, для которого фотоаппарат является не только любимой игрушкой, но и орудием труда, не случайно останавливается на той, или иной фотографической системе. Почему же один фотограф выбирает громоздкий, неповоротливый агрегат, в котором на резкость нужно наводить под черным одеялом, другой снимает зеркальной камерой с кадром 6х6см, часто определямым известной поговоркой "ни к селу, ни к городу", а третий фокусируется по оптическому дальномеру, как артиллерист, и его не смущает крохотный размер кадра? Конечно, такое явление, как чувство почти что плотской любви к фотоаппарату, которую испытывают почти все фотографы, нельзя полностью игнорировать, но дело не только в этом.

На первый взгляд может показаться, что фотограф выбирает камеру в соответствии со своим стилем работы. Отчасти, это так, но интересно то, что один и тот же фотограф снимает фотоаппаратами разных систем и конструкций по-разному. Дело в том, что сначала, выбирая себе фотоаппарат, наиболее соответствующий характеру и личным пристрастиям, фотограф всё больше приспосабливается к его особенностям и учится использовать те из них, которые соответствуют его стилю. Если же он берет в руки камеру, которая заставляет снимать по-другому, это неизбежно отразится на результате. Чтобы понять, как это происходит, давайте проанализируем конструктивные особенности разных видов камер и то, какое влияние они могут оказывать на поведение фотографа и стиль его работ.

 Формат

Наверное, самым важным определяющим фактором является формат. Чем меньше формат (размер кадра), тем, как правило, меньше и мобильнее фотоаппарат. Соответственно, тем гибче и спонтаннее может вести себя фотограф. Причиной, по которой большинство жанровых фотографов и фотожурналистов предпочитают 35мм, является именно возможность легче приспосабливаться к условиям съёмки, быстрее перемещаться, быть менее заметным. Спонтанность – основной признак, по которому узнается хорошая тридцатипятимиллиметровая фотография. Как сказал известный фотожурналист Сергей Максимишин, в узком кадре половина от фотографа, а половина от бога.

1997 © Павел Киселёв. ЛОМО-Компакт Автомат
1997 © Павел Киселёв. ЛОМО-Компакт Автомат
увеличить

Экстремальным примером спонтанной фотографии является так называемая "ломография", или особое культовое интернациональное течение в фотографии, созданное фотографами, снимающими небезызвестным ЛОМО-компакт Автомат. Этот фотоаппарат идеально приспособлен для спонтанной съёмки – он всегда готов к работе, его практически не видно из-за малого размера и "игрушечности", и в нем установлен высококачественный светосильный объектив. Ломографы живут, не расставаясь со своими камерами ни на минуту и фотографируют всё подряд. Фотографии хороших ломографов очень интересны, потому что являют собою квинтэссенцию спонтанности и импровизации, как джазовая музыка.

Средний формат, который чаще используют профессиональные студийные фотографы-портретисты, отличается от 35мм не только более высоким качеством изображения. Большинство фотографов, которые переходят с 35мм на средний формат утверждают, что среднеформатный аппарат делает творческий процесс неспешным и вдумчивым. Происходит это не только потому, что среднеформатные камеры медленнее в работе. Кроме того, очень немаловажным фактором является стоимость фотоматериалов. По выражению того же Сергея Максимишина, фотография - это лотерея, в которой каждый кадр - билет, а на среднем формате слишком дорогие билеты получаются. Но замедление это не обязательно недостаток, скорее, наоборот. На замену спонтанности приходит продуманность, тщательность, выверенность. Для некоторых именно эти качества средего формата привлекательны, а других они, наоборот, отвращают. Хороший фотограф в состоянии совместить достоинства среднего формата со способностью импровизировать и быть спонтанным, но то, что в узком формате получается естественно, в среднем формате требует определенных усилий.

2005 © Ираклий Шанидзе. Contax 645, Planar 2/80
2005 © Ираклий Шанидзе. Contax 645, Planar 2/80
увеличить

Не все, однако, пользуются средним форматом по велению души. Однажды я беседовал с довольно высокооплачиваемым свадебным фотографом, который снимает огромным фотоаппаратом Mamiya RZ формата 6Х7. Я спросил, зачем он это делает, если фотографии, которые он отдает клиентам, размера не больше А4? Ведь было бы гораздо удобнее снимать меньшей среднеформатной камерой, например формата 6Х4.5, или вообще цифровым фотоаппаратом. Он ответил, что, если клиент платит три с половиной тысячи за съёмку свадебной церемонии, то он должен видеть, что фотограф тяжело работает за эти деньги, и, чем огромнее фотоаппарат, тем, соответственно, лучше видна тяжесть работы. Нет ничего удивительного в том, что деятельность этого фотографа ничего общего с художественной фотографией не имеет (его фотографии - полное тому подтверждение). Фотохудожнику совершенно нет смысла заниматься пусканием пыли в глаза, для него процесс творчества так же важен, как и результат. Поэтому он снимает тем, чем ему удобно, что доставляет удовольствие в работе. Важно понять, что импровизция и спонтанность, или продуманность и постановочность сами по себе не делают фотографию хорошей, или плохой. Просто один фотограф достигает наилучшего результата, снимая спонтанно, а другой - аккуратно "выставляя" кадр. Поэтому сравнивать тридцатипятимиллиметровую фотографию со среднеформатной из соображений "что лучше" некорректно, это все равно, что пытаться для себя решить, что же вкуснее - яблоки, или апельсины.

Особое место занимает так называемый большой формат. Форматная камера имеет уникальные конструктивные особенности, которые делают её совершенно непригодной для съёмки, требующей мобильности (например, жанровой, или детского портрета), но идеально приспособленной для художественного портрета, пейзажа и натюрморта. Поражающая воображение проработка деталей и практически неограниченная возможность корректировать перспективу и глубину резкости придают фотоизображению, снятому форматной камерой особый характер.

2002 © Павел Киселёв. Sinar P2, Schneider-Kreuznach Symmar 5.6/150
2002 © Павел Киселёв. Sinar P2, Schneider-Kreuznach Symmar 5.6/150
увеличить

Возможность измерять экспозицию отдельно в разных точках изображения и проявлять каждый кадр индивидуально позволяет достичь такой проработки деталей в светах и тенях, которая просто недостижима ни в каком другом формате. Малая глубина резкости, конструктивно присущая форматным камерам, заставляет снимать на очень малых отверстиях диафрагмы. С одной стороны, это делает съёмку без штатива невозможной, но с другой, позволяет легко изменять освещение и содержание кадра в процессе экспозиции. Не стоит думать, однако, что спонтанность в форматной фотографии невозможна. Да, действительно, моментально построить кадр, выхватить из жизни мгновенное движение невозможно. Но зато можно запечатлеть едва заметное изменение света в пейзаже при изменении погоды, или радикально трансформировать длинной выдержкой поверхность воды. Хочу снова подчеркнуть, что сами по себе черты, присущие большому формату, не являются достаточными для создания произведения искусства. Они - это, всего лишь, технические средства в руках художника, и если ими воспользоваться неправильно, то результом будет очень большой и совершенно неинтересный слайд, или негатив.

 Конструкция видоискателя

Это может показаться странным, но такая деталь, как конструкция видоискателя, оказывает сильнейшее влияние на то, как фотограф строит кадр. Существуют три основных вида оптических видоискателей - с наводкой по матовому стеклу, призменный с окуляром и дальномерный.

Матовое стекло в качестве видоискателя используется в форматных камерах, но, кроме этого, встречается и в большинстве среднеформатных систем, в виде шахтного видоискателя. Матовое стекло, несмотря на то, что изображение на нем перевернуто на 180 градусов, или зеркально, а смотреть в него нужно, прячась от света, обладает особым свойством: изображение на нём полностью соответствует тому, что получится на фотографии. Фотограф видит истинную глубину резкости, границы кадра и перспективу, что даёт ему возможность полного контроля над этими параметрами. Перевернутость изображения, как ни странно, очень помогает в построении кадра. Это происходит потому что, перевернув изображение, мы перестаём воспринимать его содержание, но видим насколько гармонична композиция. Таким образом, матовое стекло даёт фотографу возможность видеть и контролировать роль и место в композиции всех элементов изображения.

Пентапризменный видоискатель, являющийся технически усовершенствованной разновидностью матового стекла, открывает перед фотографом новые возможности. Во-первых, изображение, пройдя через пентапризму, становится прямым и незеркальным (если вы помните, изображение в шахтном видоискателе инвертировано зеркально). Во-вторых, введение в оптическую схему окуляра позволяет увеличить конечное изображение, что очень важно в среднем и, особенно, в узком форматах, так как в увеличенном изображении лучше видны детали и, соответственно, легче фокусироваться. Прямое изображение воспринимается мозгом наиболее естественно, что даёт фотографу возможность легко оценивать роль перспективных искажений оптики и строить кадр, учитывая особенности объектива. Это не всегда хорошо, потому что соблазн заменить содержание визуальным эффектом может быть очень велик. Среди фотожурналистов есть интересное выражение – "присесть на двадцатник", то есть, снимать всё сверхширокоугольным объективом, используя его свойство привносить в изображение "псевдодинамизм". Беда фотографов, слишком часто использующих в своих работах широкоугольный эффект растягивания перспективы, в том, что все их фотографии начинают выглядеть очень похоже. То же самое можно сказать об использовании длиннофокусной оптики для компрессии перспективы, или с целью изолирования объекта от фона малой глубиной резкости. Не следует забывать, что слишком часто обращаясь к тому или иному художественному приёму, его более чем легко превратить в штамп, в особенность, делающую почерк узнаваемым, но некрасивым.

Общим достаточно серьёзным недостатком видоискателей, изображение в которых формируется съёмочным объективом, заключается в том, что яркость изображения (а, следовательно, и производительность ручного и автофокуса) очень сильно зависит от светосилы объектива. При съёмке светосильными объективами, всё замечательно, но очень распространенные на любительском рынке объективы с переменным фокусным расстоянием и низкой светосилой, которая, впридачу, уменьшается с увеличением фокусного расстояния, делают съёмку в условиях недостаточной освещенности довольно проблематичной.

2005 © Ираклий Шанидзе. Contax G2, Planar 2/45
2005 © Ираклий Шанидзе. Contax G2, Planar 2/45
увеличить

Альтернативная система фокусировки реализована в принципиально отличной от основанных на матовом стекле видоискателей конструкции, называющейся оптическим призменным дальномером. Дальномер, первоначально разработанный для артиллеристстких нужд, впервые был использован в одном из первых фотоаппаратов Лейка. Кроме независимости яркости изображения от светосилы объектива, дальномерная конструкция обладает несколькими интересными особенностями. Во-первых, видоискатель не передает истинной глубины резкости и перспективных искажений объектива. На первый взгляд, это может показаться неудобным, но практика показывает, что большинство фотографов, снимающих дальномерными камерами, не видят в этом недостатка. Скорее, наоборот - не отвлекаясь на оптические особенности объектива, они фокусируются исключительно на моменте и на гармонии в кадре. То есть, даже понимая, какая глубина резкости будет при данном значении диафрагмы, или как повлияет на перспективу объектив, фотограф строит кадр, в первую очередь, основываясь на содержании и визуальной гармонии элементов в кадре. Во-вторых, отсутствие зеркала делает дальномерный фотоаппарат стабильным на длинных выдержках, что позволяет фотографу, при достаточной практике, избежать смазывания изображения, неизбежного в случае съёмки с рук зеркальной камерой. И, наконец, дальномерные камеры работают гораздо тише зеркальных, они гораздо легче и компактнее.

Поскольку жанровая съёмка требует умения предвидеть кадр, она вырабатывает у фотографа особый навык – смотреть двумя глазами, одним в видоискатель, а другим вокруг, чтобы видеть, что может попасть в кадр. В большинстве дальномерных фотоаппаратов, кратность увеличения видоискателя близка к единице и, в отличии от зеркальных систем, не зависит от применяемого объектива. Неудивительно, что большинство жанровых фотографов рано, или поздно, переходят на дальномерные камеры, даже если начинали свою фотографическую жизнь с гораздо более популярной (и часто менее дорогой) зеркалкой в руках. Интересно то, что даже портреты и пейзажи, снятые дальномерной камерой, имеют очень характерный узнаваемый оттенок мимолётности и спонтанности, свойственный импрессионизму.

2004 © Ирина Абрамзон. Canon Canonet, 2/40
2004 © Ирина Абрамзон. Canon Canonet, 2/40
увеличить

В силу того, что большинство фотографов, снимающих дальномерными камерами, работают в жанре уличной съёмки, им редко предоставляется возможность беспрепятственно поставить фотоаппарат на десятикилограммовый штатив, а условия съёмки, зачастую, далеки от идеальных. Поэтому, жанровые фотографы вынуждены пользоваться высокочувствительными фотоматериалами, и специальными режимами проявки, что тоже придаёт их фотографиям характерный вид, отличающийся зернистостью, высоким контрастом и мягкостью рисунка. Разумеется, дальномерные камеры не единственные, для которых существует ISO3200, и пуш-процесс предназначен не только для съёмки в темных кафе. Применение того, или иного материала, или технологии регистрации изображения, настолько сильно влияет на конечный результат, что даже не очень опытный фотограф в состоянии определить, на какую плёнку, или каким цифровым фотоаппаратом была сделана фотография.

 Технология регистрации изображения

До сравнительно недавнего времени, практически единственно широкодоступной технологией регистрации фотографического изображения была серебряная фотография, основанная на светочувствительности галогенидов серебра. В серебряной фотографии, латентное изображение образуется на плёнке, которая потом подвергается специальной химической обработке, делающей изображение видимым и стабильным. То есть, между срабатыванием затвора и получением изображения, имеет место промежуток времени, не позволяющий в большинстве случаев легко воспроизвести условия съёмки.

Первый действующий цифровой фотоаппарат был создан фирмой Sony в 1981 году, и, несмотря на то, что качество изображения было далеко не самой сильной его чертой, прогрессивная фотографическая общественность немедленно оценила потенциал цифровой технологии. В отличие от пленочных камер, цифровые позволяют немедленно увидеть результат, проанализировать его, внести необходимые коррективы и, в случае необходимости, быстро переснять неудачную фотографию. Достоинства эти трудно переоценить, но, вполне естественно, что всему есть цена. В данном случае злоупотребление вновь открывшимися возможностями может принести очень большой вред. Многие начинающие фотографы вырабатывают привычку смотреть в экран после каждого кадра, что, например, в уличной съёмке, совершенно недопустимо, потому что, отвлекаясь на рассматривание фотографии, легко пропустить нечто гораздо более интересное. Во-вторых, сознание "бесплатности" развращает, и фотограф начинает снимать небрежно, зная, что потом неудачные работы можно будет удалить. Постепенно это приводит к тому, что небрежных фотографий становится всё больше. В-третьих, очень развращает надежда на то, что неудачный снимок можно будет "довести до ума" на стадии компьютерной обработки. В результате фотограф больше времени проводит за компьютером, чем с фотоаппаратом, что, в конечном счёте, ведет к потере практики.

2004 © Ираклий Шанидзе. Contax N Digital, Zeiss Planar T* 1.4/50
2004 © Ираклий Шанидзе. Contax N Digital, Zeiss Planar T* 1.4/50
увеличить

С другой стороны, цифровой фотоаппарат позволяет снимать смелее, не бояться экспериментировать. Это, в свою очередь, открывает возможность импровизации, спонтанности. Действительно, многие фотографы, снимающие цифровыми фотоаппаратами, но не утратившие навыков работы с плёночной техникой, фотографируют свободнее, в их работах появляется лёгкость и спонтанность, ранее им не присущая.

Не стоит думать, что, переходя на новую систему, фотограф начинает снимать радикально по-другому, и утрачивает выработанный годами стиль. Наоборот, беря в руки новый фотоаппарат, он привносит в работу с ним весь свой фотографический опыт. Например, фотографы, с самого начала снимавшие на средний формат, переходя на цифровую технологию, снимают не на много больше, чем раньше, несмотря на то, что стоимость плёнки перестаёт быть для них ограничивающим фактором, и их работы не становятся менее продуманными и выверенными. Опытные тридцатипятимиллиметровые фотографы, беря в руки среднеформатную камеру, сохраняет привычку смотреть по сторонам и быстро реагировать на изменения вокруг. Иными словами, хороший фотограф, приспосабливаясь к особенностям новой системы, выявляет для себя её сильные стороны, не теряя при этом навыков, обусловленных достоинствами привычной ему техники.

Фотохудожник оснащает себя технически в соответствии с чертами характера, с манерой съёмки. Фотоаппарат и оптика, в свою очередь, ставят фотографа в определенные рамки, соблюдение которых заставляет его вести себя и, следовательно, фотографировать определенным образом. То есть, фотограф и фотоаппарат образуют единую взаимозависимую систему, гармония в которой имеет важнейшую роль в способности фотографа создавать изображения, достойные внимания и даже восхищения зрителей.

обсудить... (откликов: 8)  

Copyright © Ираклий Шанидзе 2005

Фотографии

Copyright © 

Ираклий Шанидзе 2005
Ирина Абрамзон 2004
Павел Киселев 1997, 2002
International Academy of Photographic Arts

что это? )
что это? )



Склейка панорамы вручную
Склейка панорамы вручную
О том как можно склеить панораму из нескольких кадров вручную (то есть без помощи специальных программ) и что для этого потребуется. Рецепт расчитан на средний уровень владения Photoshop. Необходимы знания по работе со слоями, с масками, режимами смешивания и методами ретуширования фотографий.

Маски, маски... маскарад!
Маски, маски... маскарад!
Настало время поговорить об еще одном любопытном инструменте Photoshop – о масках. Хотя, маска маске рознь. Сегодня вам может понадобиться маска тонкая, едва угадываемая... словно фата, скрывающая прелестное личико юной невесты. А завтра вам потребуется маска непроницаемая, как броня Железного рыцаря. Хотите знать, зачем нужны маски? Что нужно учитывать, и о чем помнить, пытаясь скрыть от посторонних глаз "лишние" детали вашего изображения? Как деликатно вывести на передний план главных героев, сохранив при этом их "внутренний мир"? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье и, возможно, добавите к своему жизненному опыту еще несколько полезных штрихов. Еще один шаг на пути к совершенству.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено