digital photoscape - цифровая фотография Выбираем LCD монитор Фотошоп (Photoshop) в зернах Работа с RAW файлами Пейзажи Тоскании. Мастер класс в Италии
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Все про Photoshop / Кофейная гуща /
Динамический диапазон - в погоне за глазом  
глоссарийкарта сайтапечать

Градуальный Нейтрально Серый фильтр в Photoshop

Рекомендуем тем, кто намерен воспользоваться нашими советами, обратить внимание на следующее:

  • Все скриншоты сделаны с версии программ для Макинтошей (в нашем случае под OS X). Окна и элементы управления для версий под Windows выглядят похоже, и Вам будет несложно найти аналогии. В тех случаях, где различия существенны, мы приводим скриншоты и для Windows;
  • Все названия пунктов меню и кнопок переведены на русский язык, но для удобства ориентации в английских версиях программ мы сохраняем англоязычные термины. Чтобы их увидеть нужно просто навести курсор на русский термин (слегка выделенныйhighlighted) и во всплывающей подсказке появится английский вариант. Мы помечаем таким образом несколько первых упоминаний данного термина, но далеко не каждое его появление в тексте;
  • Вы всегда можете написать нам свои замечания и предложения в форуме. Для этого достаточно воспользоваться ссылкой "обсудить" в подвале материала.

Для начала попробуем объяснить, что скрывается под этим загадочным термином - Динамический ДиапазонDynamic Range. Этим страшным словосочетанием обозначают то, сколько ступеней в разности контраста может зафиксировать то или иное устройство – в нашем случае фотокамера. За единицу измерения обычно принимают ф-стопf-stop: изменение экспозиции на один шаг, или, говоря человеческим языком, уменьшение светового потока наполовину. Например, разница между двумя экспозициями с одинаковой выдержкой и диафрагмами 5.6 и 8 как раз и будет равна одному ф-стопу.

Человеческий глаз способен видеть разницу в контрасте с динамическим диапазоном 12-14 ступеней (ф-стопов) – то есть, разглядывая темный лес на фоне яркого неба мы способны одновременно различать детали как в лесу (ветки, стволы деревьев) так и на небе (мелкие и редкие облака). Никакая фотопленка, слайд и даже фотосенсор не способны различать контраст с таким широким динамическим диапазоном. Вы непременно должны уже были столкнуться с этим – например, снимая тот же самый пейзаж с темным лесом и светлым небом, вы сможете получить либо кадр, где детали будут присутствовать в лесу, а небо будет очень светлым (или просто белым), либо детали будут присутствовать на небе, а вместо леса будет большое черное пятно. Это происходит потому, что динамический диапазон у хорошего слайда всего около 5 ф-стопов, а у негативной пленки - около 7.

Цифровые матрицы имеют различный динамический диапазон, но он обычно либо меньше, либо сопоставим с показателями пленочных материалов. Что же делать, спросите вы?

Две экспозиции
Две экспозиции: недодержка и передержка

Профессиональные фотографы уже давно используют так называемые Градуальные Нейтрально Серые фильтрыGraduated Neutral Density Filters. Половина такого фильтра заполнена нейтрально серым, который поглощает световой поток уменьшая его на несколько ф-стопов, а друга половина совершенно прозрачна и между этими половинками есть зона, где серый плавно переходит в прозрачный. В результате часть света от яркой части изображения поглощается фильтром и динамический диапазон снимаемого объекта сужается. К сожалению, такой фильтр помогает только тогда, когда изображение можно разбить на две половинки – например, небо и лес. А если перед лесом есть маленькое озерцо, в котором отражается солнце? Тут Градуальный фильтр бессилен. Фильтр – да, но Цифра – нет (да-да, мы знаем, что Вы это знали...).

Хватит теории, давайте посмотрим как сделать то, что не способен ни один профессиональный фотограф, снимающий на пленку (мы, конечно, знаем, что Вы знаете, что этот фотограф ничего не знает о том, что отсканировав свой кадр, он тоже сможет воспользоваться этой техникой...)

Экспонированный по земле снимок

Итак, у нас есть кадр с большим динамическим диапазоном. При съемке на этом кадре получится либо очень светлое небо, либо слишком темные скалы. Если при съемке мы воспользуемся Градуальным фильтром, то сумеем решить проблему широкого динамического диапазона, но одинокая скала, выступающая над линией горизонта, все равно останется слишком черной...

Экспонированный по небу снимок

Берем RAW-файл и с помощью конвертора (в нашем случае C1) создаем два файла – один содержащий нормально экспонированные скалы (Экспокорреция + 0,5 EV), а второй с нормально экспонированным небом (Экспокорреция - 0,6 EV).

Добавление слоя

Открываем оба файла в Photoshop. Теперь выбираем инструмент ПеремещенияMove Tool и просто перетаскиваем одно изображение на другое удерживая при этом клавишу Shift. Теперь у нас есть файл, в котором наши экспозиции расположены друг над другом в виде слоевLayers.


В принципе, совершенно не обязательно, чтобы переэкспонированный кадр располагался над недоэкспонированным или наоборот – от порядка зависит только то, что вы будете маскировать: Светлые ТонаHighlights или ТениShadows.

В нашем примере переэкспонированный кадр расположен сверху, поэтому мы будем маскировать (т.е., скрывать, используя маску) Светлые ТонаHighlights.

Диалог Цветовой Диапазон

Воспользуемся выборкой Диапазон ЦветаColor Range. В нашем случае нам подойдет диапазон выборки Светлые ТонаHighlights. В другой раз вы можете также воспользоваться выборкой по ТенямShadows или конкретному цвету (например, цвету неба). Мы рекомендуем делать это с помощью пипетки, кликая на нужную часть изображения, и затем, регулируя РазмытиеFuzziness, добиваться более точного выделения участков, которые подлежат маскированию.


Итак, мы выделили требуемую область. Можно подкорректировать результат вручную или с помощью Быстрой МаскиQuick Mask. Теперь нам нужно создать плавный переход от одной экспозиции к другой – так называемый градиент.

Сглаживание селекции

Мы сделаем это с помощью команды Размыть ВыделениеFeather Selection. Чем больше число, тем более плавным будет переход.


Однако имейте в виду, что если у вас на изображении есть маленькие темные веточки на фоне светлого неба, то слишком большое размытие (более 10) приведет к появлению светлого и неестественного ареола вокруг темных объектов. Чуть ниже мы расскажем, как с этим бороться. В нашем случае будет достаточно размытия с радиусом в 20 пикселов.

Добавление маски

Теперь превращаем ВыделениеSelection в МаскуLayer Mask. Для этого нажимаем иконку Добавить Маску СлояAdd Layer Mask в палитре СлоиLayers, одновременно удерживая Option (Alt для PC). Если бы мы просто нажали эту иконку без Option (Alt для PC), то наше выделение (то есть, светлое небо) стало бы прозрачным, а остальная часть изображения была бы маскирована. Поскольку мы хотим совершенно обратного эффекта, то при нажатии удерживаем Option. Или можно было бы предварительно Инвертировать Выделение.


Результат соединения снимков
Результат

И все. У нас получилась замечательная фотография, совмещающая в себе две экспозиции и демонстрирующая реальность так, как это видел человеческий глаз в момент съемки, а не так, как это сумел запечатлеть фотосенсор.

И, как видно, скала (в нашем случае называется Молот Тора) совершенно нормально экспонирована на фоне неба, что было бы невозможно при использовании Градуального Нейтрально Серого фильтра.

Маска

Если на снимке есть мелкие элементы, вокруг которых после такой обработки появился светлый ореол, то это довольно легко исправить, переключившись на только что созданную маску и рисуя по ней Мягкой КистьюSoft Brush черного цвета с невысокой ПрозрачностьюOpacity.


обсудить... (откликов: 59)  

что это? )
что это? )



Где и что снимать?
Куда поехать с фотоаппаратом
Несмотря на то, что мир велик, несмотря на то, что потрясающий снимок можно сделать даже в подворотне, в мире есть несколько десятков по-настоящему потрясающих мест. Таких мест, попасть в которые мечтает любой настоящий фотограф. Впрочем, на вкус и, тем более, на цвет, товарищей нет. Кто-то любит снимать извержения вулканов Камчатки. Другие предпочитают подводные красоты. Третьи жить не могут без старинных шотландских замков. Четвертых хлебом не корми, но дай поснимать с вертолета невероятные излучины сибирских таежных рек... Конечно, мы не сможем охватить все чудеса света. Будь их, как некогда, всего семь, мы бы, конечно, справились. А так - придется ограничиться доступным: теми местами, где мы уже были, и теми, где только собираемся побывать... Возможно - вместе с вами. Хотите?..

Выбираем CRT монитор
Выбираем CRT монитор
Если вы все-таки решили остановить свой выбор на CRT мониторе из-за того, что он дает лучшее качество изображения или в силу его более приемлемой цены, из всего многообразия вам все равно следует выбрать тот монитор, который будет максимально соответствовать вашим потребностям. Несмотря на некоторые преимущества CRT мониторов перед LCD, не стоит игнорировать при выборе те свойства, которые впоследствии будут играть важную роль в работе над цифровыми изображениями.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено